2020 год принес нам не только коронавирус, но и новые подходы банков к взаимодействию с клиентами, вызывающими, по мнению банка, подозрения.
И если в целом критерии отнесения операций клиента к сомнительным не изменились, то реакция банков на такие действия поменялась.
Если до 2020 года банки активно «блокировали» расходные операции клиентов, то теперь они «ограничивают прием платежей с использованием ДБО», то есть отключают банк клиент. Казалось бы, вот оно послабление, можно вздохнуть спокойно и расслабиться, банки просто не принимают платежку удаленно. Но в реальности проблема только усугубилась.
Что делает человек при отказе банка принимать платежку дистанционно? Правильно, он не устраняет причины, не проверяет контрагентов (хотя надо бы). По нашим наблюдениям, в 90% случаев клиент банка берет платежку, отказанную в ДБО, и несет ее на бумаге, видимо, рассчитывая, что на бумаге-то уж точно пройдет… Не проходит. И клиент получает либо первый, либо второй отказ в проведении платежа, что дает банку основание расторгнуть договор в одностороннем порядке. Конечно же, с двумя отказами в проведении платежного поручения открыть новый счет становится нелегко и, главное, не быстро, а расчеты проводить как-то нужно, но не очень возможно, по сути, бизнес встает на паузу до решения проблемы с банком. В сети много советов, как не попадать в блокировку, и что делать, если таки попали.
Один из наиболее распространённых советов предоставлять документы банку и доказывать, что вы не обвальщик. Немного правды жизни:
1. Только 20% клиентов действительно полно и емко отвечают на запросы банков. 2. Часто клиенты сами не читают детально договоры со своими контрагентами и дают неполный или некорректный набор первичной документации. 3. Если вы не предоставили хотя бы 1 документ, банк спокойно может считать, что вы не предоставили ничего, ведь ответ на его запрос неполный, а значит, ответа нет. 4. Документальная работа с банком требует времени.
Самое важное -это 4-ый пункт. Доказать банку при определенных условиях, что вы не обвальщик, вполне возможно, но порой затратно по времени. На это может уйти и неделя, и месяц, в некоторых случаях с особо несговорчивыми банками придется обращаться в межведомственную комиссию при Центральном банке и Росфинмониторинга, а иногда и в суд. Таким образом, в зависимости от тяжести ситуации и от банка такое доказывание может занять от 1 недели до 6-7 месяцев.
Отсюда логичный вывод, что мероприятия по спасению бизнеса всегда нужно вести параллельно и открывать резервные счета при первых признаках ухудшения отношений с банком, а еще лучше до этого.
В идеальном варианте лучше не допускать подобных ситуаций. Поэтому мы разработали для Вас специальный продукт, позволяющий в значительной мере снизить риск блокировки.