Онлайн-кассы, фискальные накопители и необходимое для их работы ПО сейчас образуют отдельный крупный сегмент рынка. Монополистов в этой сфере нет, поэтому ее участники активно борются за привлечение клиентов. Вначале определяющими факторами были удобство подключения, цена и надежность устройств. Сейчас же фокус сместился на дополнительные услуги и сервисы – их активно разрабатывают банки, мобильные операторы, IT-компании и так далее.
Основными производителями онлайн-касс являются компании «АТОЛ», «Эвотор», «ШТРИХ-М», «Дримкас» и «Меркурий». Они предлагают устройства с различным функционалом: от самых простых онлайн-касс за 4-5 тысяч рублей до смарт-терминалов со встроенным фискальным накопителем, сканером штрих-кодов и эквайрингом (цена от 10 тысяч рублей и выше).
- Сбор и обработка фискальных данных
Операторы фискальных данных собирают данные с онлайн-ККТ, хранят их и передают в ФНС. За свои услуги они берут в среднем около 3-3,5 тысячи рублей в год. Перечень ОФД в 2016 году включал 5 компаний, а сегодня —
21 компанию. Помимо своей основной деятельности ОФД также предлагают дополнительные услуги: брендирование чеков, облачные кассы, чат-боты, аналитические решения и так далее.
Внедрение онлайн-касс обеспечило огромное количество данных, которые можно использовать для автоматизации бизнес-процессов и аналитики продаж. Например, в личном кабинете предприниматель может изучить консолидированную информацию по выручке, самым продаваемым товарам, среднему чеку и так далее. ККТ можно интегрировать с программами складского учета и получать уведомления о том, что тот или иной товар заканчивается. Предприниматели также могут отслеживать сезонные всплески спроса на определенные категории и заранее заказывать крупную партию летних или зимних товаров. Уже разрабатываются сервисы для оценки рентабельности торговой точки: они будут не только оценивать эффективность торговли, но и предлагать более выгодные локации.
Можно сказать, что те малые и средние предприятия, которые выдержали переход на онлайн-кассы, получили огромный бонус: они могут анализировать свои операции, находить слабые места в бизнес-процессах и оптимизировать их. Доступ к аналитическим сервисам становится важным конкурентным преимуществом, если накоплено достаточное количество исторических данных. Другими словами, малый и средний бизнес сможет выдерживать конкуренцию с торговыми гигантами.
Важно также отметить
аналитические сервисы на основе big data. Различные ОФД объединяют свои данные в единый массив объемом в сотни терабайт, а специалисты по работе с данными анализируют эту информацию (в обезличенном виде, без привязки к конкретным компаниям). Из фискальных данных можно извлечь множество ценных инсайтов: как изменяется спрос на отдельные категории товаров, как реагируют покупатели на маркетинговые акции, какой эффект дает ребрендинг и так далее. Идет работа над сервисами предиктивной аналитики: можно будет делать точные прогнозы в масштабах всего рынка.
Банки активно пользуются возможностями, которые дает доступность фискальных данных. Например, можно подать онлайн-заявку на кредит, на рассмотрение которой банку понадобится 10 секунд, он оценит обороты ваших онлайн-касс и примет решение о выдаче или невыдаче. Уже не нужно готовить документы для займа и лично ехать в отделение банка.
Кроме того, многие банки (Сбербанк, Альфа-Банк, Модульбанк, Точка, Тинькофф Банк и другие) встроились в цепочку поставки онлайн-касс и создают на их основе целую экосистему услуг для малого бизнеса. В партнерстве с производителями ККТ и операторами фискальных данных они предлагают комплексные решения: подключение онлайн-ККТ, эквайринг на выгодных условиях, быстрое оформление ИП, расчетно-кассовое обслуживание, мобильные приложения для бизнеса и так далее. Приобретая онлайн-кассу в банке (например, на условиях гуманной рассрочки и с различными бонусами), предприниматель становится постоянным потребителем банковских услуг.
- Облачные кассы и платежные агенты
Заметные расходы на физические онлайн-кассы способствовали тому, что в среде малого бизнеса сформировался четкий запрос на более бюджетные способы соблюдения закона №54-ФЗ. Рынок незамедлительно отозвался, предложив доступные варианты:
Это популярный вариант среди микро- и малого интернет-бизнеса. Закон 54-ФЗ разрешает работу без онлайн-кассы как физического устройства, если предприниматель получает все платежи безналичным способом. Поэтому интернет-предприниматели снижают свои издержки, работая через агрегаторы с онлайн-фискализацией (Яндекс.Касса, RBK.Money, «Робочеки» от Robokassa и другие). Все транзакции проходят через онлайн-кассу платежного агента, а также он осуществляет все взаимодействие с ФНС от лица предпринимателя. Если говорить о решении «Робочеки», его подключение бесплатно. Расходы предпринимателя – стандартная комиссия сервиса с транзакций по любым способам платежей. В итоге представители бизнеса экономят на покупке и интеграции онлайн-кассы (до 45000 рублей) и далее на ежегодном техническом обслуживании (до 40000 рублей).
При такой очевидной выгоде и комфортности подобных решений логично то, что их популярность растет. А с ростом спроса, как известно, растет и предложение. Поэтому, думаю, что рынок в ближайшем будущем может ожидать новых аналогичных сервисов.
Облачная касса — это SaaS-услуга, предоставление функционала онлайн-кассы по подписке. Интернет-магазин, принимающий только безналичные платежи, может сократить расходы на покупку и подключение физической ККТ, подключив один из облачных сервисов (их предоставляют компании «АТОЛ», «Эвотор», Nanokassa и другие). Облачная касса принимает онлайн-платежи, формирует электронные чеки и отправляет в ФНС все необходимые данные. При этом достаточно одной кассы на весь интернет-магазин, не нужно покупать физическое устройство для каждого курьера. Стоимость облачной кассы — от 2 тысяч рублей в месяц.